ГлавнаяРеутовская ТППВступить в РТПППриемнаяЗащита правПоддержкаПартнерыФотогалереяБиблиотека 

06.07.2010 · Франчайзинг может стать эффективным инструментом государственно-частного партнерства с малыми предприятиями

6 июля на правительстве Москвы будет представлена концепция франчайзинга как инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП) для малого и среднего предпринимательства. Концепцию представит ее разработчик - департамент инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России. О сути концепции "РБГ" спросила у руководителя департамента инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России Валентина Агаркова. - Что такое госфранчайзинг и откуда возникла идея его создания? - Государственный франчайзинг - название, конечно, условное, и даже отчасти спорное, но выбрано оно не случайно. Именно термин "франчайзинг" в приложении к общегосударственным стратегическим целям в развитии экономики и отражает суть идеи - внедрение в практику особого дополнительного инструмента ГЧП, ориентированного на малое и среднее предпринимательство. Подобная форма, а у нас она называется концессионным соглашением (в соответствии с ФЗ N 115 "О концессионных соглашениях") существует сегодня в узкоопределенном сегменте - только в отношении использования или создания объектов недвижимого имущества и реализуется, как правило, только с привлечением организаций крупного бизнеса. Таким образом, решаются наиболее важные задачи по формированию в России современной инфраструктуры энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в Гражданском кодексе РФ имеется целая глава (глава N 54 ГК РФ "Коммерческая концессия"), посвященная концессионным правоотношениям. Все это, однако, не описывает всей полноты сложившихся в мире возможностей использования такого инструмента, как франчайзинг. - В чем состоит суть вашего предложения? - Мы предлагаем существенно увеличить возможности применения данного механизма за счет расширения предмета концессионного соглашения. Предметом, помимо имущества и исключительных прав, может выступать "поручение" концедента (государства) на выполнение концессионером (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) работ по производству товаров и услуг в соответствии с определенными соглашением требованиями. Поручение при этом должно подкрепляться особыми условиями поддержки (можно опираться на существующие меры поддержки МСП, отраслевой "протекционизм"), иными ресурсами, имеющимися в распоряжении концедента. - Что это даст для государства? - Основной целью применения такого механизма в среде МСП является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, однако основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Государство, решая задачи импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной сферы, образования, медицины, культуры и прочее, сможет повсеместно и в массовом порядке использовать огромный исполнительский ресурс, катализировать рост предпринимательской активности именно там, где это стратегически необходимо. Органы местного самоуправления также могут использовать концессионные соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий. - Чем же это привлекательно для малого или среднего бизнеса? - Помимо ресурсной базы, способной привлечь к концессиям большое количество концессионеров, подобно коммерческой концессии (франчайзингу), поручения должны иметь хорошее аналитическое обоснование и подробное производственное содержание. Мировой опыт показывает, что франчайзинг, как менее рискованный метод ведения бизнеса, идеален для создания новых предприятий. Согласно данным ТПП США - 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. Наиболее распространенной причиной "фиаско" является неверная оценка успешности выбранного направления и бизнес-модели. Не обязательно и даже не нужно, собственно, государству заниматься разработкой бизнес-планов и моделей. Государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений, устанавливая при этом дополнительные требования к качеству работ, оптимизируя усилия по поддержке МСП, направляя их в приоритетном порядке на поддержку концессионеров. - Как вы считаете, в каких отраслях было бы полезно и легко внедрить данную схему ГЧП? - Примером использования алгоритмов государственной концессии для МСП может являться предложение ассоциации о создании в стране сети политехнических познавательных центров, озвученном в начале этого года на Форуме глобального развития. Кроме того, большие возможности применения госконцессии, на наш взгляд, имеются в проектах коммерциализации ГЛОНАСС, производстве, внедрении и распространении новых технологий, развитии малых инновационных предприятий при вузах, организации детских дошкольных учреждений, детского летнего досуга, производстве продуктов питания, сфере государственного и муниципального заказа.
Источник: "Российская Бизнес-газета" ( http://www.rg.ru/2010/07/06/agarkov.html )