ГлавнаяРеутовская ТППЧлены РТППВступить в РТПППриемнаяЗащита правПоддержкаПартнерыФотогалерея 

Важная информация: Как распознать в коллективе токсичного сотрудника - советы руководителю.

Токсичные сотрудники – это люди, оказывающие негативное влияние на коллектив своим поведением. Выражаться это может по-разному: кто-то постоянно уверяет коллег, что ничего хорошего их не ждет впереди; кто-то распускает нелицеприятные слухи о коллегах, сталкивает сотрудников лбами и подрывает их авторитет; кто-то позволяет себе даже открытые оскорбления и агрессию.

Токсичные сотрудники мешают работе следующими действиями:

  • Демотивируют коллектив. Особенно ярко это проявляется, если токсичный сотрудник харизматичен и способен повести за собой других. Слово за слово, саботаж за саботажем, и вот уже некогда исполнительные работники «пляшут под дудку» одного, более сильного;

  • Вносят раскол. Если в коллективе есть другие недовольные, то со временем они объединятся и образуют оппозиционный «комитет». Это чревато расколом в коллективе, разделением на оппозиционные стороны и общим хаосом. Ничего хорошего из этого не получится. После такого раскола люди часто покидают компании целыми группами;

  • Подрывают авторитет руководителя. Если босс по каким-то причинам терпит подобную личность в коллективе, то значит, не может с ней справиться. Подчиненные быстро «раскусят» эту слабость;

  • Мешают работать нормальным сотрудникам. Когда в коллективе кипят такие страсти, то тут уж не до нормального выполнения своих обязанностей. Даже если сотрудник не вовлечен в борьбу, то все равно офисные войны сказываются на его настроении и работоспособности;

  • Тормозят и усложняют бизнес-процессы. Один сорванный бизнес-процесс тянет за собой другие, в итоге работа тормозится или вообще встает.

 

Типы токсичных сотрудников и способы борьбы с ними

Типы

Разъяснения

Саботажник.

  • Этому типу всегда что-то не нравится. То зарплата низкая, то условия труда плохие, то еще что-то. Если в компании грядут изменения – 100% им это не понравится. Если, наоборот, все стабильно - будут жаловаться на застой и стагнацию. Самое интересное, что особой ценности для компании саботажники не представляют: они не лучшие сотрудники, но они заражают своими деструктивными мыслями других сотрудников и настраивают их на саботаж.

  • Как работать с саботажниками. Если сейчас остальные сотрудники не воспринимают саботажника всерьез, то это может случиться в любой другой момент. Если не хочется доводить до крайних мер, то попросите саботажника высказать свои идеи и предложения, а Вы рассмотрите их. Кто знает, может, в голове у него роятся интересные мысли!

Интриган.

  • Интриганы _это люди, которые говорят и поступают так, чтобы добиться от окружающих определенных действий, а не того, что требуют интересы дела. Чаще всего этим грешат женщины, но встречаются интриганы и в мужском коллективе. Смысл жизни интригана - сбор сплетен и обсуждение жизни других людей. Им доставляет удовольствие сталкивать людей лбами, чтобы посмотреть на реакцию, а потом это обсудить. Жертвами интриг может стать любой Ваш сотрудник и Вы сами в первую очередь.

  • Как работать с интриганами:

  • собирайте на интригана «досье»: случаи нарушения трудовой дисциплины, прогулы и опоздания, низкие показатели за месяц и т. д.;

  • если «досье» не тянет на увольнение, то лишайте премии, повышайте % выполнения плана и применяйте другие способы воздействия.

Биг босс.

  • Обычно это самый «старый» сотрудник компании или человек с огромным самомнением. Он считает себя самым важным и умным работником; постоянно сравнивает себя с шефом (и сравнение каждый раз оказывается не в пользу последнего); лезет во все вопросы, даже напрямую его не касающиеся; искренне считает, что другие не справятся; поучает коллег.

  • если такой человек действительно умен, то он действительно может смутить некоторых сотрудников и подорвать авторитет настоящего руководителя;

  • если он глуп, то в лучшем случае над ним будут посмеиваться, а в худшем - выживут из коллектива.

  • Как работать с биг боссом. Многие руководители стараются избавиться от таких сотрудников. Но попробуйте дать ему по-настоящему сложное задание - и посмотрите, справится или нет.

  • если не справится - публично расскажите об этом;

  • если справится - подумайте, может быть, Вам с ним объединиться, может, его амбиции имеют под собой почву.

Если повысить в должности такого человека - возможно, он поутихнет и начнет рьяно выполнять свои новые обязанности.

Лентяй.

  • Этот безвредный, но ленивый и пассивный сотрудник. Он бежит от любой работы, старается оттянуть момент дедлайна, на планерках отмалчивается, никаких предложений не вносит, играет в игрушки вместо выполнения прямых обязанностей. Хотя вред от такого тоже есть: другие сотрудники смотрят на лентяя и думают: если он ничего не делает и продолжает работать, то может, и я попробую.

  • Как работать с лентяями:

  • давайте конкретные задачи и следите за сроками их выполнения;

  • если задача большая - разбейте ее на несколько частей и требуйте отчета по каждому пункту;

  • поставьте на компьютер программу учета рабочего времени (чтобы собрать доказательную базу для его увольнения), а заодно и посмотрите, на что лентяй тратит драгоценное рабочее время;

  • попробуйте мотивировать работника (может ему просто скучно): за хорошо выполненную работу хвалите всем коллективом, отправьте на обучение;

  • прямо спросите, не застоялся ли он и не пора ли немного сменить сферу деятельности. Может, человек мечтает попробовать себя в другой ипостаси, но по привычке ленится что-то менять.

По статистике 89% сотрудников используют рабочее время в личных целях.

Страдалец.

  • По словам самого страдальца – он работает больше всех, именно ему якобы достаются самые сложные задачи, именно его не любит начальство. Если постоянно считать себя бедным мучеником - таким и станешь. Токсичность страдальца заключается в постоянном нытье и негативе, которые раздражают других сотрудников. У некоторых могут закрадываться мысли: действительно, у нас не все ладно в коллективе, обижают бедного страдальца, а скоро и меня обидят. И вот уже число страдальцев растет не по дням, а по часам.

  • Как работать со страдальцами. По всей видимости, мученик просто не умеет грамотно распределять свое время, поэтому и думает, что работает больше всех.

  • расскажите ему о тайм-менеджменте;

  • включите в командный проект - пусть забудет о своих обидах и научится работать с людьми.

Командная работа хороша тем, что показывает реальный вклад каждого участника. Если страдалец адекватный, то он поймет, что другие тоже стараются и работают не меньше.

Человек-зажигалка.

  • На первый взгляд это человек, который поддержит любой разговор, найдет общий язык с клиентом и партнером, поднимет настроение, если продажи падают и все плохо. Но если присмотреться к зажигалке - становится понятно, что он ничего не делает: только балагурит да смеется. Плотно и много работать не может - постоянно отвлекается на перекуры и разговоры, серьезно к работе не относится сам и других приучает к этому, в итоге работа превращается в бесконечные перекуры, сплетни и чаепития. Это демотивирует сотрудников, снижает скорость и качество работы компании в целом.

  • Как работать с зажигалками. Обратите умение общаться в плюс для него и всего коллектива:

  • отправляйте его на важные встречи - особенно те, где нужно понравиться собеседнику;

  • посадите общаться с клиентами - направьте энергию в полезное русло;

  • следите, чтобы такой сотрудник был постоянно загружен - и у него просто не оставалось времени для посиделок.

Просто плохой человек.

  • Каждый из нас когда-либо сталкивался с плохими людьми - они делают пакости, сознательно вредят другим, оскорбляют и травят. Во взрослом коллективе такое встречается нечасто - в основном хамов все же ставят на место. Но может случиться так, что один плохой человек может разрушить всю хорошо выстроенную структуру компании.

  • Как работать с плохими людьми. Если вам начали жаловаться сотрудники - не отмахивайтесь, а прислушайтесь к тревожным звоночкам.

  • проведите очную ставку с хамом и его жертвой, опросите других работников;

  • если с первого раза урок не был усвоен - увольняйте без раздумий по собственному желанию или по статье.

Будьте готовы к тому, что на Вас будут писать кляузы и поливать грязью - такие люди ни перед чем не остановятся. Радует то, что такие типы не уживаются ни в одной компании, а сарафанное радио распространяет слухи быстро.

 

Дополнительные советы руководителю, чтобы не допустить токсичных проявлений.

Обязательно обращайте внимание на себя и на принятые Вами меры, чтобы таких ситуаций более не повторялось. Если Вы допустили травлю в коллективе - кто в этом виноват? Если сотрудники гоняют чаи вместо работы - кто тому способствовал, хотя бы косвенно?

Меры, которые следует принять, чтобы не допускать токсичных проявлений в коллективе.

  • Загрузить народ работой - самый действенный метод. Когда рабочих часов еле хватает для выполнения всех задач - времени на жалобы и интриги просто не останется. Правда, в этом случае есть опасность появления новых жалоб - причем от адекватных сотрудников. Они-то точно ни в чем не виноваты!

  • Разработать свод правил, которые регламентируют рабочие и личные отношения в коллективе. Постарайтесь предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть. Ознакомьте каждого сотрудника с новым указом, повесьте копию на видное место.

  • Разработать систему наказаний. За невыполнение правил введите санкции: штрафы - очень осторожно, снижать премию - можно. Дисциплинарное нарушение, например, карается выговором, строгим выговором - вплоть до увольнения по статье. Если человек будет знать четко, что за такое-то нарушение его уволят - желающих продолжать будет меньше.

  • Улучшать психологический климат в коллективе. Даже если в Вашу дружную команду забрел токсичный сотрудник, то не дайте одной ложке дегтя испортить всю бочку меда. Попробуйте исправить человека добром: окружите его заботой, дайте наставника, проведите совместное корпоративное мероприятие.

  • Если яд уже начал действовать - срочно принимайте меры! Попробуйте справиться своими силами или пригласите консультанта, коуча. Сходите вместе на тренинг или любой другой интенсив по сплочению команды.

  • Если и это не помогает - пора сказать токсичному сотруднику «прощай». Вы сделали все что могли - если человек не понимает, это его проблемы. Избавляйтесь от балласта и двигайтесь вперед с адекватными сотрудниками.

Источник: https://etobiznes.com/lk/article.php?id=2255#modal_2