ГлавнаяРеутовская ТППЧлены РТПППриемнаяЗащита правПоддержкаПартнерыФотогалереяБиблиотека 

21.11.2011 Реутовская торгово-промышленная палата предлагает новую услугу: защита интересов владельцев бизнеса от недобросовестных действий наемного персонала

Сегодня в системах управления на предприятиях малого и среднего бизнеса происходят значительные изменения, в том числе, связанные с отказом  собственников от личного управления бизнесом и передачей части функций, полномочий и ответственности наемным управляющим. Собственно, причиной тому является само  развитие бизнеса. Однако у сотрудничества с наемным менеджментом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы, в основном, заключаются в том, что при передаче части управленческих функций собственник может фокусироваться на стратегическом развитии бизнеса, не отвлекаясь на решение операционных вопросов, либо вообще фокусироваться на другом, более привлекательном для него направлении бизнеса. Однако, с другой стороны, при привлечении наемного менеджера контроль за предприятием со стороны собственника теряется,  и риск мошенничества со стороны менеджмента возрастает, особенно при слабой прозрачности бизнеса (вплоть до полной потери владельцем своего бизнеса).

Реутовская торгово-промышленная палата предлагает новую услугу, которая позволяет решить эту проблему.

Законодательство в отношении защиты интересов собственников пока несовершенно, поэтому решения приходится находить и принимать собственными силами. Но для этого надо понимать, какие бывают типичные проблемы, возникающие при найме менеджеров,  и как их решать.
Прежде всего, речь идет о конфликте интересов собственников и наемных топ-менеджеров. Успех современного бизнеса во многом зависит от качества стратегических, финансовых и операционных решений, принимаемых менеджментом, а качество и выбор принимаемых управленческих решений часто обусловлены не только уровнем профессиональной подготовки менеджмента компании, сколько набором мотиваций, на основе которых эти решения принимаются. Например, в отличие от собственника, который стремится максимизировать  стоимость своей компании, управленческий персонал стремится максимизировать чистые свободные денежные потоки, которыми он может более или менее свободно распоряжаться.
Другая проблема заключается в том, что менеджер, как носитель конфиденциальной и достоверной информации о реальном состоянии дел в компании, находится в более выгодном положении в части удовлетворения собственных интересов. Часто собственники не имеют реального представления о положении дел в компании. И здесь особенно актуально встает вопрос о создании в компании эффективной системы внутреннего контроля.
Практика формирования в российских компаниях систем внутреннего контроля только начинает складываться. Формирование системы внутреннего  контроля предполагает, во-первых, создание структуры, ответственной за регулярный независимый мониторинг текущего состояния компании (в виде службы внутреннего аудита или контрольно-ревизионного управления), и, во-вторых, формализацию (регламентацию) деятельности компании. Формализация деятельности компании начинается с утверждения ее организационной структуры. Следующим этапом  является разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность подразделений компании и отдельных специалистов, - положений, регламентов и инструкций. По сути, эти документы регламентируют все основные бизнес-процессы в компании:  производство, персонал, закупки, продажи, финансы, безопасность, логистика и т.д.  Во многих компаниях именно данная область является «слабым звеном»: как правило, часть регламентов оказывается неразработанной и/или неутвержденной, отсутствует единообразие в стандартах изложения информации, регламенты между собой не взаимоувязаны, логика бизнес-процесса не до конца продумана, отсутствуют контрольные точки, размыто распределение ответственности, не установлены сроки исполнения предписанных действий и т.д. Более того, регламентация контрольных процедур  чаще всего ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля компании, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности, то есть процедур так называемого последующего (детективного) контроля. Описание же процедур опережающего (превентивного) контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, ее анализ и принятие на ее основе корректирующих решений (до совершения самого действия), как правило, отсутствуют.
Также,  в компаниях часто бывают слабо регламентированы такие процедуры, как хранение информации, внесение изменений в информационные системы, допуск к конфиденциальным документам на бумажных и электронных носителях. Такие упущения также увеличивают риски неправомерных действий со стороны наемного менеджмента.
Реутовская торгово-промышленная палата предлагает помощь собственникам компаний в решении всех вышеперечисленных проблем и предлагает консультации по следующим направлениям:
1)    Диагностика текущего состояния компании и анализ системы управления:
•    аудит основных бизнес-процессов: закупки, продажи, управление финансами, производство, управление запасами, реализация инвестиционных проектов;
•    анализ внутренней регламентирующей базы;
•    анализ договорной базы на предмет выявления налоговых и юридических рисков;
•    выявление «узких» мест и признаков возможного мошенничества со стороны наемного менеджмента;
•    анализ основных процедур финансового контроля;
•    анализ финансового состояния: экспертиза активов и пассивов, анализ структуры доходов и расходов;
•    анализ эффективности управленческого учета;
•    выявление и оценка существенных для компании финансовых и операционных рисков.

Стоимость услуг - от 20 тыс. руб., включая экспресс-анализ, написание технического задания (плана проведения диагностических работ), проведение работ и написание  заключения о результатах диагностики.

2)    Разработка плана мероприятий по результатам проведенной диагностики, включая определение перечня корректирующих действий, сроков и ресурсов, необходимых для их осуществления.

Стоимость услуг - от 10 тыс. руб.

3)    Реализация разработанного плана мероприятий, направленного на совершенствование системы управления и создание эффективной системы внутреннего контроля, включая:
•    проектирование новой оптимальной структуры бизнес-процессов; определение и выбор оптимальных для компании видов контролей в таких бизнес-процессах, как закупки, продажи, управление финансами, производство, управление запасами, реализация инвестиционных проектов;
•    формирование четкой структуры управления компанией и формализация функций подразделений (персонала) в соответствии с задачами компании;
•    разработку внутренних регламентирующих политик и процедур;
•    построение системы управления рисками;
•    внедрение комплекса мер по повышению эффективности и оперативности управленческого учета;
•    разработку методологической базы и формирование службы внутреннего аудита, способствующей обеспечению сохранности активов компании, выявлению и снижению финансовых и операционных рисков;
•    внедрение комплекса мер по улучшению финансового состояния и повышению инвестиционной привлекательности компании.

Стоимость услуг – от 50 тыс. руб.