ГлавнаяРеутовская ТППЧлены РТПППриемнаяЗащита правПоддержкаПартнерыФотогалереяБиблиотека 

17.08.16 Интернет-магазинам предложили третейский суд

29 июля Минэкономразвития разослало во все профильные организации письмо с предложением создать онлайн-платформу для арбитража споров между интернет-магазинами и покупателями. Вчера представители ecommerce и потребсоюзов ответили на эту идею. В своем совместном письме Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), Российская организация электронных коммуникаций (РАЭК), Международная конфедерация обществ потребителей (КОНФОП) и Союз потребителей предложили ведомству свою схему "третейского суда" между потребителями и интернет-магазинам.

В письме идею внесудебного урегулирования подобных споров называют правильной и своевременной. Приводится статистика: за последние 5 лет число обращений граждан в Роспотребнадзор по вопросам, связанным с дистанционным способом продажи, выросло в 5,4 раза (до 8,6 тыс.), а их доля среди всех обращений по непродовольственной торговле увеличилась с 2 до 8%. 

Однако, замечают представители отрасли, для создания такого механизма не хватит ресурсов ни Роспотребнадзора, ни Минпромторга, ни даже саморегулируемой организации онлайн-продавцов. Выходом, по мнению авторов письма, может стать создание Центра альтернативного разрешения споров в интернет-торговле, который будет работать на основе договоров с интернет-магазинами. При этом менять законодательство не придется: сотрудничество с центром будет делом добровольным. 

"Такой механизм не должен быть обязательным для участников рынка, а его добровольное использование должно стать для них конкурентным преимуществом", - говорится в письме.

Центр будет заключать лицензионные договоры с заинтересованными интернет-магазинами. Продавец сможет разместить у себя на сайте и в любой рекламной информации знак Центра, гарантирующий потребителю, что если у него будут претензии, то спор рассмотрит независимый арбитраж. Взамен интернет-магазин будет отчислять Центру до 0,1% от продаж. Как вариант - авторы письма предлагают дифференцировать сумму отчислений в зависимости от товарной категории и риска получения рекламации.

Центр будет вести онлайн-прием жалоб, регистрировать их и переадресовывать продавцам. Если покупатель останется недоволен ответом за Центром остается окончательное решение. Среди санкций, которые могут быть вынесены продавцу: денежный штраф, предупреждение об отзыве лицензии на право использования знака Центра, отзыв лицензии, а также обращение в суд с иском в защиту потребителя.

По мнению авторов письма, подобная схема работы не потребует бюджетных трат и не введет дополнительного административного регулирования рынка онлайн-торговли. Ее предлагают применять также и в отношении кроссбордерной торговли. "Такой механизм без охвата импорта товаров, доминирующего в обороте интернет-торговли, потеряет смысл, а в отношении экспорта российских товаров и услуг он мог бы стать фактором повышения их конкурентоспособности на зарубежных рынках", - говорится в письме.

В перспективе механизм должен работать на всей территории ЕАЭС, но для начала предлагается создать и отработать его в России.  

Что касается предложения Минэка создать "гарантийный фонд" для покрытия рисков, куда интернет-магазины отчисляли бы определенные суммы, эксперты не считают эту идею целесообразной: "Вряд ли продавцы согласятся на длительное омертвление части свои оборотных средств, да в этом и не будет необходимости при эффективной работе данного механизма", - отмечается в письме.

Минэкономразвития также продвигало идею регистрации интернет-магазинов в чем-то вроде реестра добросовестных продавцов. В профильных организациях предложили сформировать такой реестр прямо на сайте будущего Центра - в виде списка продавцов, заключивших с ним договоры.

"Если проект будет успешным и охватит основную часть интернет-продавцов, может быть поставлен вопрос о включении продавцов в государственный реестр как обязательном условии занятия интернет-торговлей", - говорится в письме.

Источник: http://oborot.ru/news/18036/24